Аквеон в Обской губе

После первой публикации о путешествии нашей группы к мысу Челюскин (см. «КЯ» N2 80) про­шли два года. Мы затратили их на подготовку новой молодежной экспедиции опять-таки с выходом в Кар­ское море, но на этот раз по Оби, и плаванием вокруг Ямала, но, на более мореходном, чем наш старый плот, парусном судне. Долгие споры о том, каким именно должно быть это новое судно, закончились постройкой по собственному проекту разборного парусного (чтобы меньше зависеть от береговых баз снабжения) то ли тримарана, то ли плота, в конце концов получившего звучное название «Аквелон», что означает свежий ве­тер.

Современный рынок туристических услуг предлагает самые разнообразные виды путешествий. В это число входят и паломнические туры. Так, на rosistok.ru/optina вы можете ознакомиться с программой тура в Оптину Пустынь и заказать данный тур.

Итак, прошли два года исканий и разочарований, тренировочных походов, поисков и находок, а глав­ное— работы. Ведь известно, что порой подготовитель­ный период оказывается труднее и сложнее, чем сам маршрут. Преодолеть все тяготы помогало органичное слияние нашего увлечения и повседневного труда: «по должности» мы занимались изучением малых рек Се­вера, а свои «служебные командировки» рассматри­вали как тренировочные выходы перед большим отпуск­ным плаванием.

Показательна экспедиция 1979 г. на Гыданский полу­остров. Перед нами была поставлена задача — обсле­довать четыре реки, находящиеся на значительном расстоянии одна от другой. Путь морем был долог, сроки горели. Правда, был заманчивый запасной ва­риант: перевалить при помощи вездехода водораздел и оказаться, вместе с лодкой сразу в районе верховьев реки Юрибей. Для осуществления этого варианта тре­бовалось «немного» — отказаться от всего лишнего. А после тщательного подсчета веса снаряжения, аппа­ратуры и необходимого запаса топлива, мы пришли н неутешительному выводу, что лишнего у нас 100 кг. Эти 100 кг уже не могла поднять сверх предела нагру­женная «Казанка-5М»! Логика дальнейших рассужде­ний была предельно проста: топливо и аппаратура «урезанию» не подлежат, остаются личные вещи и про­дукты. В нас /же прочно сидел дух идей полярного исследователя В. Стеффенсона (его книга «Гостеприим­ная Арктика» вызывала споры, но подкупала смелостью мысли), за плечами был трехлетний опыт работы в арк­тических условиях. А тут представлялась возможность проверить, сможем ли мы по стеффенсоновской идее обходиться без запаса продуктов, довольствуясь тем, что добудем в тундре своими руками?

Другими словами, мы оказались в 400 км от бли­жайшей фактории, имея в наличии только чай, соль и небольшой НЗ. Не буду описывать все перипетии этой экспедиции. Скажу лишь, что весь объем запланиро­ванных работ мы выполнили и еще раз убедились в большом «прочностном запасе» подготовленного чело­века. Подчеркиваю — подготовленного! Легко­мысленность и Арктика — понятия несовместимые. По­степенное нарастание сложности — единственный прин­цип, который можно взять на вооружение. Только с опытом приходит то, о чем говорил Руал Амундсен: «Одинаково важны: предусмотрительность, чтобы вовремя замечать трудности, и осторож­ность, чтобы самым тщательным образом подгото­виться к их встрече».

А теперь собственно о первом этапе нашей экспе­диции вокруг Ямала — ходовых испытаниях «Аквелона» и одновременно броске от Салехарда на север, к бе­регам Карского моря, к исходной точке основного мар­шрута. Мы хорошо понимали, что в 1980 г. на большее рассчитывать нельзя: получилось так, что все были ограничены временем.

Собрались вместе мы лишь перед самым вылетом на маршрут. А было нас семеро: Володя Фадеев, Вик­тор Александров, Андрей Махов, Сергей Солопов, Александр Гасенко, Сергей Мачнев и я. Две недели ушли на сборку судна и его вооружение. И только пас­мурным днем 22.VNI мы смогли, наконец, выйти в море.

Первая запись появилась в моем журнале:

22 августа. Провожающие фиксируют каждое наше движение, а мы, преисполненные чувством собственного достоинства, наводим блеск на палубе, готовим паруса.

Звучит команда: «Поднять якорь!» Стартовое волне­ние достигает апогея, взгляды всех обращены на Сер­гея Мачнева, которому доверено совершить таинство. И вдруг вместо таких по-морскому значительных фраз, как «якорь встал», «якорь вышел», мы слышим что-то несуразное и совсем не подходящее к случаю: «А якоря-то нет…»

Воцаряется тишина. Затем кто-то, не потерявший способности мыслить, задает вопрос, преисполненный глубокого смысла: «Как это — нет?». Однако все мы ви­дим, что его-таки нет. В эту минуту бухточка, где рас­положена база геологов, от пирса которой мы «торже­ственно отходили», должна была бы высохнуть и испа­риться, а мы, вместе с нашим «Аквелоном», согласны были бы провалиться, лишь бы не участвовать в по­добном спектакле.

Я выскакиваю на берег и бегу на склад получать новый якорь, когда до меня доносится радостный вопль Шуры Гасенко: «Нашел!».

Через несколько минут дружно отталкиваемся от пирса. Вот тут-то и вырвался вздох облегчения у всех — у провожающих, которые, наверное, потеряли надежду увидеть судно в парусном одеянии, и у «отъезжаю­щих».

Скрылся за поворотом Салехард. Можно спокойно оглядеться, разложить по местам снаряжение. Вик­тор— первооснова порядка. Его доходчивые объясне­ния о том, что каждая вещь имеет свое постоянное место, неизменно находят горячую поддержку у всех нас — нарушителей дисциплины. Все согласно кивают головой, разводят руками и клянутся, что больше та­кого с ними не повторится.

Экипаж разбит на две вахты. Меняемся через 6 ча­сов. Судно и мы понемногу становимся одним целым, притираемся друг к другу. Готовы проникнуться взаим­ным уважением, но для этого пока еще нет условий — испытания впереди.

Поневоле все стали ветропоклонниками. В городе никто из нас, обремененных вечными заботами, и не замечал, что на свете существует ветер. А если заме­чал, значит, ветер дул сильный и это было плохо. Здесь оценки изменились. Ветер для нас — движение, жизнь. Не зря же основная масса морских примет связана с ветром и родилась в эпоху парусного флота, а мо­ряки и поныне относятся к одной из самых суеверных категорий людей! Ловлю себя на мысли, что готов «увязать» весь «Аквелон» ритуальными тряпками, лишь бы дуло как следует и в нужную сторону.

Много забот доставляет ночная вахта (в это время года темнело уже на целых 5 часов). Узкий фарватер, петляющий поперек русла реки, заставляет мотаться от берега к берегу, то и дело меняя галсы. Так, на подходе к острову Начальный ширина судового хода не превышала 100 м, а интервал между идущими вверх и вниз по реке гружеными судами был никак не более 5—ю минут; в этих условиях следовало около кило-

метра идти в острый- бейдевинд. Вот и попробуй при этом не создать затруднений для судоходства1 Добрых два часа мы крутились в этой узкости и спокойно вздохнули, выскочив в широкую протоку только тогда, когда ночь уже уступила серому преддверию рассвета…

Выход из Оби в губу ознаменовался первым штор­мом. Волна крутая, жесткая. Двое суток нет ни борто­вой, ни килевой качки, а есть просто бесконечная че­реда взлетов и падений. В моей памяти всплывает шторм в Аральском море; этого достаточно, чтобы Бозродилось то, что называется морской болезнью! От­дых после вахты превращается в пытку, охватывает мерзкое чувство апатии. Мир, потерявший равновесие, суживается до узких рамок собственного страдания.

Выбираюсь на палубу—в лицо ударяет плотный хо­лодный ветер. Становится легче.

Три раза в сутки собираемся вместе за столом. Ожи­вление, смех. Разбираем случившееся, намечаем план на ближайшее будущее. Позволяем себе послушать музыку. Фонотека, с умом подобранная Андреем, удо­влетворяет вкусам каждого из нас, но наслаждаться ею более получаса не дает Шура, который бдительно сле­дит за расходом электроэнергии. Скупой рыцарь в эти моменты явно проигрывает ему. Его вдохновенные рассказы об аккумуляторах и сложности их зарядки вызывают живейший интерес слушателей, однако му­зыки не заменяют.

В послеобеденное время над свободными от вахты властвует наш врач — Сергей: «прогоняет» свою про­грамму, терроризируя опросами и психологическими тестами. Он буквально охотится за каждой царапиной. Вот очередная жертва медицины, закормленная вита­минами и обмотанная бинтами, спасается от него, заби­ваясь в глубины спального модуля. Сейчас-то уже ни­чего, а вот во время сборки судна в Салехарде наш лагерь просто напоминал полевой госпиталь. Ряды пол­ноценных работников поредели настолько, что терпе­нию пришел конец: было решено, что болеть нельзя. Это возымело действие и положило начало бурному общему выздоровлению.

Подготовка к смене вахт начинается за полчаса до

срока. Побудка происходит просто: щелкает замок две­ри и раздается чей-нибудь мерзкий голос, в котором сквозит нескрываемая радость: «Время!». Одеваешься медленно. И не только от того, что пытаешься оттянуть момент выхода на палубу: просто в сознании должен произойти сдвиг от сна к бодрствованию.

Отыгрывая каждую милю, независимо от ветра, по­годы, настроения, не взирая на усталость, уходим все дальше и дальше на север.

На траверзе мыса Трехбугорный ветер начинает све­жеть. Все говорит о том, что надвигается непогода. Воз­никает тягостное чувство неуверенности. Ожидание вы­матывает. И главнее — от тебя ничто не зависит, все вершится по каким-то иеведомым законам, ты — не действующее лицо, а зритель. С тебя спросится потом, когда рванет ветром в попытке сорвать, смять, уничто­жить…

Проходит страх, уступая место злости. Появляется удивительное чувство слияния с судном, радость про­тивоборства. Летим в белом облаке парусов сквозь во­дяную круговерть и свист ветра. Да, это — спорт! * » •

Отошли на 100 км от полярной станции Тамбей. На­ступает время приема метеосводки. Шура сидит у ра­ции и, пока не наступил урочный час, гуляет в эфире. В 22.00 на наши молчаливые взгляды он отвечает не­уверенным пожатием плеч. Через полчаса становится ясно, что сводки нет и не будет. То же произошло и на следующий день. Только позднее мы узнали, что магнитная буря вызвала непроходимость радиоволн. Но это было потом, а тогда мы терялись в догадках и пы­тались убедить друг друга в том, что без прогнозадаже лучше — меньше расстройства.

Сергей Мачнев, уважительно называемый Моисеи­чем, любовно перебирает запасы продуктов, ворчит и клятвенно заверяет, что с завтрашнего дня снизит нор­мы питания. Сделать это нетрудно: накануне «поле­тела» бензиновая печка, еще раньше вышел из строя примус. Дошли до паяльной лампы: теперь обед гото­вим, расположившись на сетке палубы. А свободные от вахты ломают голову над тем, как исправить то, что исправить нельзя. В очередной раз печку разбирают, продувают, заменяют иглу новой — сделанной из тет­радной скрепки. Вспыхнувшее над горелкой пламя уже не вызывает бурного восторга: через несколько минут нормальный синий цвет огня становится оранжевым, переходит в красный и пропадает…

Скупые строчки судового журнала подобны сжатой пружине: отпусти ее — прочитай, и пойдут разверты­ваться события, возникнет прошлое в калейдоскопе ме­лочей и подробностей, страстей и переживаний. Вот несколько строчек из записанных в тот памятный день, когда мы по существу уже вышли из Обской губы в Карское море, но вместо того, чтобы начать обход се­верной оконечности Ямала, вынуждены были повер­нуть назад—на юг, снова в губу.

7 сентября. 4.00. Во время очередного поворота — идем в лавировку — зацепили край банки, погнули шверт.

7.30. Шверт под ударами волн согнулся настолько, что стал угрожать левому поплавку. Отпиливаем фик­сирующие стержни и выталкиваем шверт из колодца. Ветер нордовый—17 м/с.

10.50. Завтрак (вместо 9.00 по расписанию: не исправ­на бензиновая печка).

11.10. Ставим штормовой стаксель. Рифим грот. «Ак- велон» с трудом взбирается на волну. Без шверта дрейф очень сильный!

12.00. Смена вахт. Ветер нордовый — 20 м/с. Реше­ние принято: меняем курс, ложимся на КК = 270° — идем к берегу.

14.00. Скорость ветра 23 м/с и, судя по всему, воз­можно его дальнейшее усиление. Приняли решение: отстаиваться у западного берега. Основная опасность — прохождение прибойной зоны. В бинокль виден обры­вистый берег высотой до 10 м, Приближаемся. Разли­чаем два разлома в береговой полосе — места впаде­ния речушек. Если идти под одним зарифленным гро­том, мы в них не попадем — проскочим мимо. Подни­маем стаксель — крен увеличивается, правые поплавки выходят из воды. Идем в бакштаг.

14.30. Вошли в прибойную зону. Дно песчаное. Одно касание,, другое — проскакиваем первую гряду, за ней волнение меньше. Рубим паруса. Команда: «За борт!». Вытаскиваем судно на мель, а за спиной гремит и бу­шует прибой.

И вот уже «Аквелон» плотно сидит на грунте. При­бой понемногу начинает отходить вместе с отливом. Нож — на пояс, патроны — в карман (пулевые отдель­но), беру ружье и компас, — на все уходит не более трех минут. А до сухого берега 200 м по мелководью. Охватывает нетерпение: быстрее, быстрее ступить на незнакомую, таинственную землю! Извечное любопыт­ство заставляет ускорять шаги.

Кончился подъем. За мной — море, впереди—на­сколько хватает глаз — заснеженная тундра в причуд­ливых разломах рек и озер.

Неделя, потерянная во время штора на выходе в Карское море, съела лимит нашего времени. 10 сентя­бря было принято решение о возвращении в ближай­ший населенный пункт, который имел бы хорошее воз­душное и морское сообщение с материком и подхо­дил бы для консервации судна до лета 1981 г. Выбор пал на Тамбей.

На четвертые сутки в разрывах тумана появился поселок. Строения парят над водой — невероятный оптический эффект: полное впечатление, что берег поглотила вода, а дома вырастают «прямо из моря». Пристали недалеко от маяка. Разгрузили «Аквелон», вы­тащили его на берег подоспевшим вездеходом.

И вот—грустная церемония спуска флага.

14 октября вернулись в родной Новосибирск по­следние участники пробного плавания на «Аквелоне» — Андрей Махов и Александр Гасенко.

А в первых числах ноября мы уже приступили к программе подготовки следующей экспедиции. Трениро­вочный водный маршрут в условиях, приближенных к северным. Идем на байдарках по еще незамерзшей си­бирской реке. Неслышно падает снег, все резче конт­раст между черной водой и сверкающей белизной берегов. Руки автоматически делают необходимую ра­боту, весла думать не мешают, и возникают в памяти картины совсем недавнего прошлого — вспоминается манящая к себе Арктика.

Категория: Разное
Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Комментарии и трекбеки закрыты.

Comments are closed.